Кто был первым вором в законе?

Вступление

Воровская идея заключается в отрицании всего, так называемого, «мусорского». То есть это основополагающая суть, вокруг которой или в тесной связи с которой все остальные понятия: тюремные традиции, воровская жизнь на свободе, изменения в преступном мире. Воровская идея имеет свою динамику и может меняться вслед за новшествами в системе МВД. Но есть и «бюрократизм», где, чем старее пункт воровского закона, тем сложнее его изменить, для этого необходима сходка всех авторитетных воров СНГ, и, пожалуй, не одна. Откуда все началось? Кто был первым вором в законе? Сегодня мы поговорим, кого считают первым вором в законе, и на самом ли деле это так.

Кого считают первым вором в законе?

Первым вором принято считать одессита Мишку Япончика, легендарного налетчика, родившегося в 1891 году в Одессе. Моисей-Яков Вольфович Винницкий, так звали уркагана, получил свое прозвище за «китайский» или скорее «японский» разрез глаз. Япончик на самом деле не являлся первым вором в законе, он только начал эту традицию, в которой позже появились посвящения и коронация.

Кто был первым вором в законе

Мишка Япончик был честным вором, как принято было говорить о таких урках в те времена:

  • во-первых, он был противником неоправданного насилия, убийства,  что позже было принято в воровской уклад и стало одним из важнейших пунктов старых жуликов;
  • во-вторых, все важные дела, от которых зависело преступное сообщество, Япончик решал на «толковищах», так называли в старину воровские сходки. На этих же сборах общим мнением избирались главари банд районов, регионов и так далее;
  • в-третьих, Япончик контролировал общак, подкупал одесскую полицию, но здесь нет ничего нового. Принцип добровольного пожертвования денег определенным коллективом на общие нужды был известен еще с 15-16 веков, и был позаимствован у артельщиков, старателей и разбойников.

За Мишкой Япончиком шла слава благородного бандита, молва о его лояльности распространялась не только в Одессе. Известно, что следя за общаком, он выделял определенные суммы на поддержку семей арестованных или погибших при налетах воров. Эта воровская традиция сохранилась и поддерживается до наших времен.

Мишку Япончика отправили на каторгу в 1908 году, что любопытно, по политической статье. Видимо, поэтому после амнистии Керенского в 1917 году, на знаменитого одесского вора обратили внимание коммунисты.

Вдохновленный новыми веяниями в политике, вернувшись в Одессу после амнистии, он создает «воровской» стрелковый полк, который состоял из каторжан, разбойников и анархистов. Его полк успешно воевал в годы гражданской войны на стороне коммунистов, при этом, Япончика считали героем и советским полководцем. Но «красные» победно закончили войну, и в «полководцах» вроде Япончика необходимость отпала, они не нужны были большевикам, у них были свои представления о стране советов. Его расстреляли по приказу большевистских властей. Мишка Япончик не был первым вором в законе, так как воровской кодекс появился в тюрьмах уже после его смерти.

Мемориальная доска

Когда появился воровской закон?

Как только к власти пришли красные, «досталось» всем: от интеллигенции, крестьян и до церковных служителей. Под кровавые жернова 30-х годов попадали все: кто думал иначе, не хотел делиться с государством, а под особым прицелом чекистов была старая буржуазия, которая не успела покинуть страну или вернулась при НЭПе.

В тюрьмы, ссылки и лагеря людей отправляли вагонами, в основном бедолаг по «выдуманным делам», которых по каким-то причинам не расстреляли. Таких каторжан называли «политическими», и в 30-40 годах лагеря были переполнены такими заключенными. Не знающие, а в большинстве случаев не поддерживающие элементарных воровских понятий, политические зэки стали представлять угрозу традиционным тюремным обычаям. Некоторые политические открыто сотрудничают с администрацией, что с точки зрения воров недопустимо. Именно в это время 1930-40-х годах появляются самые первые воры в законе, которые создают воровской закон и распространяют среди лагерей. Первой и основной задачей было распространение закона, где одним из первых пунктов значилось — не признание никакой власти, кроме воровской идеи.

Сучья война

Советская власть сначала не придает особого значения новым веяниям среди воров, наоборот, по некоторым источникам чекисты поддерживают новшество. Действительно, им было выгодно, чтобы «врагов народа» (политических зэков) больше вырезали в тюрьмах, так как они, по мнению большевиков, представляли опасность коммунистическому режиму СССР, в отличие от обычных уркаганов.

Уже через пару десятилетий советскую власть начинает беспокоить воровское сообщество, которые не признает и совершенно не идет на контакт с властью. Началось противостояние, «сучья война», где чекисты уже используют политических зэков и воевавших на фронте воров, чтобы искоренить воровскую идею. В «сучьей войне» убито с обеих сторон огромное количество заключенных. Администрации лагерей никак не реагировали на это, для советской системы с ее пропагандой, зэки не являлись людьми.

Воров в законе в исправительной системе ГУЛАГ вырезали «пачками» и в 50-х годах, после чего, чекисты доложили верхушке СССР об окончательном искоренении воровской общины. Но противостояние продолжается до наших дней. Правоохранительной системе не удается уничтожить воровское сообщество, и мы вряд ли узнаем — кто станет последним вором в законе.


Добавить комментарий